Ракушечная Свобода (seashellfreedom) wrote,
Ракушечная Свобода
seashellfreedom

Category:

Священный танец

Ещё несколько замечаний про «Непобедимое Солнце». Пелевин, шельмец этакий, дай Бог ему здоровья, поместил в книгу скрытую ссылку, дающую ключ к смыслу всего романа. Это Tarantella del Gargano. Заинтересовавшись песней и всей той историей про античную музыку, рассказанную Софией, я нашёл эту тарантеллу в исполнении Пино Де Витторио на Ютубе. И, батюшки мои, на той странице уже толпа поклонников Пелевина обретается. На Ютубе много вариантов этой старинной танцевальной песни, созданной, по-видимому, ещё во времена барокко, веке в 16-м или 17-м. Судя по всему, первоначально песня исполнялась в диком темпе. Что важно, произведение имеет структуру рондо, простую аккордовую последовательность и гипнотический ритм. Это был бешеный трансовый танец-пляска.

Тарантелла, несмотря на то, что рассказывают про неё обывателям, не имела никакого отношения к тарантулам. Танец этот напрямую связан с феноменом т.н. тарантизма. Это психиатрический феномен гиперкинезов, когда человек вдруг начинает помимо собственной воли дико плясать и дёргаться в конвульсиях многими часами, пока не падает от изнеможения. И часто люди умирали в этом состоянии от истощения, инфарктов и т.д. Современные клиницисты пытаются объяснить этот синдром, как гиперкинезы при ревматической хорее, как истерические припадки или как симптом ещё нескольких заболеваний, вполне описанных в науке. Женщины подвержены тарантизму чаще мужчин.

Так вот, тарантелла была средством итальянской народной медицины по выводу человека из этого состояния. Бригады специально обученных музыкантов-целителей приходили к страдалице и старались подобрать такую музыку, которая бы как подхватывала состояние безумной танцовщицы, так чтобы она начинала отплясывать уже в ритме музыке. А потом танец постепенно сводили на коду и больная (или больной) успокаивалась, не доходя до истощения. Этакое отыгрывание. Это и была тарантелла. И поскольку народ не понимал причин синдрома, то объяснялось буйство укусами тарантулов, хотя конечно, пауки тут ни при чём. Так же, как мы говорим возбуждённому человеку,– «какая муха тебя укусила?» Что любопытно, тарантизм встречался в Апулии ещё в 20-м веке. Существуют фотографии в Сети, запечатлевшие процесс излечения музыкантами несчастных тёток от этой напасти.

Тарантизм есть то же самое, что пляска св. Витта, этого массового психоза, волнами охватывавшего Европу на протяжении целых столетий. И, судя по всему, первоначально тарантелла была частью этого феномена. Как известно, пляски св. Витта обладали сильнейшей психической индукцией. Целые толпы заражались иступленными плясками, воплями, с перерывами на краткий сон, а потом по новой, до полного истощения. Внешне это было чрезвычайно похоже на массовую одержимость, но, если верить источникам, экзорцисты отказывались связываться с тарантистами. Как говорится, «ну нахер!» И в самом деле, как правило, это был религиозный феномен – участники буйства могли видеть ангелов и даже эпифании.

В том же ряду были массовые обращения у янсенистов-конвульсионеров в 18-м веке. И совершенно в том же ряду, я в этом уверен, были и христианские т.н. возрождения веры в Америке в 19-м веке. Там вообще дикие вещи творились. Психическая индукция захватывала даже образованных скептиков и циников. Почтенные и богатые отцы города где-нибудь в Кентукки внезапно начинали вместе с народом вопить молитвы, биться головами об пол и трястись как полоумные.

Ну а потом началось пятидесятническое движение в христианстве. На сегодняшний момент в мире насчитывается около 700 миллионов (!) христиан-харизматов, принявших т.н. дары Святого Духа – глоссолалию, пророчества и моления в духе. Среди них не менее 160 миллионов католиков-харизматов, которых вполне официально благословили на этот путь четыре последних Папы римских. Для сравнения, всего католиков в мире около 1,3 миллиарда. Есть даже православные харизматы и не мало. Впрочем, канонические православные Церкви их не признают. Я как-то в молодости побывал на богослужении у пятидесятников, и это была жесть, доложу я вам. Я много всякого повидал, Боженька меня не обидел, но это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни. Волосы дыбом.

Но, как известно из Евангелий, Деяний и Посланий апостолов, какие-то похожие феномены были и в раннехристианской Церкви, причём длившиеся минимум четыре века. Ну а про суфийские танцы и сам Пелевин упоминает в романе. И конечно радения наших хлыстов – законная часть этого феномена.

В психиатрической литературе психическая индукция объясняется, как правило, подражанием. Но это очевидный пример объяснения obscurum per obsurius, да к тому ещё и тавтологического – «почему человек подражает другому? Потому что срабатывает подражание». Внятного объяснения нет.

Так вот. В «Непобедимом Солнце» София упоминает, что тарантелла восходит к оргиастическим мистериям Диониса, к экстазам вакханок. Это так и есть, я в этом уверен. Античные авторы описывают реалии примерно так: сидит матрона в мегароне, приличная мать семейства, никого не трогает, и вдруг издалека доносится звон вакхических кимвалов – у неё в башке сразу «дзынь!», в глазах спирали гипножабы, и всё – привет, кукуха долой, срывает с себя тётка одежды и бежит в горы скакать с такими же поехавшими подругами и рвать жертвенных животных. Рациональные римляне, не любившие всякую хтонь, в самом деле, запрещали все эти поскакушки, даже сдуру чуть Элевсинские мистерии не запретили.

И да, этот феномен оргиазма восходит, судя по всему, к глубокой древности, минимум к неолиту. Он отмечен в неолитических по происхождению мистериальных религиях плодородного Полумесяца. И, похоже, т.н. рогатый прото-Шива с рогатой же прото-Дургой с печатей Хараппы эти те самые рогатый Бог и Богиня времён «революции символов» в плодородном Полумесяце, с культурой которого уже в Бронзовом веке, Хараппа имела тесный контакт. Шива танцует космическую тарантеллу.

Но странная вещь. По каким-то причинам, мне неясным, Пелевин умолчал про то, что священные танцы были оргиями. Точнее, он упомянул об этом, устами Софии, но вскользь. Оргия это необязательно массовый разврат. Вяч. Иванов, со ссылкой на У. фон Виламовица-Мёллендорфа, утверждал, что первоначальный смысл слова «оргия» обозначал такое богослужение, в котором священнические функции исполняет не только один жрец или группа жрецов, а вся община верующих целиком. Например, строго говоря, христианская Литургия это оргия. Богослужение экклесии. А в «Непобедимом Солнце» saltator-танцор (которого Пелевин делает soltator’ом, то есть танцором Sol’а-Солнца) один-одинёшенек. Видимо, это связано с композицией магического путешествия, не знаю. Знаю лишь, что путь по Лабиринту – тоже танец.

Итак, оргии это общечеловеческое. Массовые психозы, вера в фюреров, энтузиазм (кстати, изначально, энтузиазм у эллинов означал одержимость богом), тотальность идеологий это всё феномены одного ряда. Мы к ним привыкли и не рефлексируем. Для нас это просто реалии нашего безумного мира. Для кого-то кошмарный сон, для кого-то эйфорическое возбуждение. Понимаете, к чему я клоню?

У Вольтера в «Кандиде»: «– А всё же, с какой целью был создан этот мир? – спросил Кандид. – Чтобы постоянно бесить нас, – отвечал Мартен».

Мир бесит бешеной пляской. Но это вихрь божественного танца. По воззрениям митраистов и гностиков видимый мир создан Леонтокефалом Эоном. Для древнеримских митраистов львиноголовый демиург был Deus aeternus – Бог вечного времени. «Эон» с греческого буквально – вечное время. Это Хронос-Уроборос, бог циклического времени. В древней иконографии тело Эона с ног до львиной головы обвито змеями. В руках Леонтокефал держит ключи, он бог границы между мирами. Иногда этого бога изображали просто в виде львиноголового Змея. Он же Змей-Океан – воплощённая граница материального мира. И он же повелевает стихиями. Эон это вихрь, создающий мир. Змей-смерч, который в безудержном танце вращается вокруг покоя божественной тайны – Софии. «You like a hurricane. There’s calm in your eye», как поёт Нил Янг.

Для гностиков же Львиноголовый это Ялдабаоф, падший дух, архонт – князь мира сего. Он создал этот мир, чтобы постоянно бесить нас.

И у митраистов и у гностиков Змей, обвивающий Эона, мифически ассоциировался также и с Мировой душой. Так вот, чтобы освободить эту Душу, надо прекратить вселенскую оргию-богослужение Творцу, остановить неистовый танец, который есть одержимость богом. И священный сон закончится. Гипноз пройдёт. Мировая душа, этот змей хоровода, распадётся, участники пляски разойдутся кто куда. И ничего больше не будет.

Выход свободный. Двери восприятия открываются в разные стороны. Можно подойти к картине вплотную и убедиться, что она всего лишь нагромождение мазков. Мистический экстаз есть лишь острый психоз, а космический танец это всего лишь гиперкинезы бессмысленных частиц. Всё так и есть. Но если заглянуть в воронку вихря, то можно понять, что ничто в его центре это пустота-впускание. Бешеный танец мира кружится вокруг зазора Просвета. Танцуй, Саша, танцуй.
Tags: Пелевин
Subscribe

  • (no subject)

    Ангелы – дети паршивые Бегают по полу неба, спать не дают. В честь них зажгу сигарету. Позавидую звёздам. Днём ночь назову. То, что мне…

  • Эпифеноменализм

    Несколько замечаний о монистической философии сознания. Последовательный, умный монист-материалист в своих размышлениях о природе сознания очень…

  • Современный дискурс

    Александр Смулянский неоднократно критически упоминал «дискурс 90-х». Смысл той картины мира примерно таков: мы все пребываем в иллюзии,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    Ангелы – дети паршивые Бегают по полу неба, спать не дают. В честь них зажгу сигарету. Позавидую звёздам. Днём ночь назову. То, что мне…

  • Эпифеноменализм

    Несколько замечаний о монистической философии сознания. Последовательный, умный монист-материалист в своих размышлениях о природе сознания очень…

  • Современный дискурс

    Александр Смулянский неоднократно критически упоминал «дискурс 90-х». Смысл той картины мира примерно таков: мы все пребываем в иллюзии,…