Если всё состоит из материи и никакого дуализма нет, то:
1) либо сознание должно состоять из материи;
2) либо сознания вовсе не существует.
1) Если сознание материально, то монисту необходимо признать, что образы воображения, мысли, фантазмы буквально состоят из того же вещества, что и внешние предметы. Таким образом, воображаемый розовый единорог должен состоять из атомов таблицы Менделеева. Абсурдный вывод.
2) Второй вариант – сознания не существует – и есть эпифеноменализм. Человек, признающий такой концепт, буквально утверждает, – «Есть лишь материальный субстрат мозга и его вполне материальные процессы (химические и электрические), а образы сознания и мысли нам чудятся, они иллюзорны, как мираж. Сознание есть аберрация». Такой махровый редукционер прямо отрицает т.н. феноменологическую неопровержимость сознания, сводя её к эпифеноменам материальной структуры мозга. Но «эпифеномен» не может быть ответом, поскольку именно природу «чудимости» и надо объяснять. Важно не то, что сознание «эпи-», а то, что оно «феномен». Другими словами, эпифеноменалист просто игнорирует трудную проблему сознания, не видит её, по слепоте своей.
Однако монизм, разумеется, может быть и другим, уже за пределами строгого материализма. Но об этом как-нибудь в другой раз.