Ракушечная Свобода (seashellfreedom) wrote,
Ракушечная Свобода
seashellfreedom

Categories:

Эпифеноменализм

Несколько замечаний о монистической философии сознания. Последовательный, умный монист-материалист в своих размышлениях о природе сознания очень быстро, с необходимостью, придёт к эпифеноменализму. Логика тут простая:

Если всё состоит из материи и никакого дуализма нет, то:
1) либо сознание должно состоять из материи;
2) либо сознания вовсе не существует.

1) Если сознание материально, то монисту необходимо признать, что образы воображения, мысли, фантазмы буквально состоят из того же вещества, что и внешние предметы. Таким образом, воображаемый розовый единорог должен состоять из атомов таблицы Менделеева. Абсурдный вывод.

2) Второй вариант – сознания не существует – и есть эпифеноменализм. Человек, признающий такой концепт, буквально утверждает, – «Есть лишь материальный субстрат мозга и его вполне материальные процессы (химические и электрические), а образы сознания и мысли нам чудятся, они иллюзорны, как мираж. Сознание есть аберрация». Такой махровый редукционер прямо отрицает т.н. феноменологическую неопровержимость сознания, сводя её к эпифеноменам материальной структуры мозга. Но «эпифеномен» не может быть ответом, поскольку именно природу «чудимости» и надо объяснять. Важно не то, что сознание «эпи-», а то, что оно «феномен». Другими словами, эпифеноменалист просто игнорирует трудную проблему сознания, не видит её, по слепоте своей.

Однако монизм, разумеется, может быть и другим, уже за пределами строгого материализма. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Subscribe

  • Свист Гекаты. Ч. II

    Прежде чем собрать воедино онтологическую конструкцию теургов, разметим наше смысловое пространство ещё несколькими важными понятиями. Одним из…

  • Свист Гекаты. Ч. I

    Собрание волшебных вещей, как медиаторное место встречи с нуминозным. Собрание вещей, как магический ритуал. Но как работает ритуальная машина? Как…

  • (no subject)

    Ангелы – дети паршивые Бегают по полу неба, спать не дают. В честь них зажгу сигарету. Позавидую звёздам. Днём ночь назову. То, что мне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 166 comments

  • Свист Гекаты. Ч. II

    Прежде чем собрать воедино онтологическую конструкцию теургов, разметим наше смысловое пространство ещё несколькими важными понятиями. Одним из…

  • Свист Гекаты. Ч. I

    Собрание волшебных вещей, как медиаторное место встречи с нуминозным. Собрание вещей, как магический ритуал. Но как работает ритуальная машина? Как…

  • (no subject)

    Ангелы – дети паршивые Бегают по полу неба, спать не дают. В честь них зажгу сигарету. Позавидую звёздам. Днём ночь назову. То, что мне…